Склонность к подтверждению своей точки зрения

Склонность к подтверждению своей точки зрения

Я уже писала про то, что сущность человека склона к сохранению своей зоны комфорта. И сейчас этот пост будет посвящен схожей ситуации, а называется она по-научному confirmation bias. И об этом чуть подробнее ниже:)

Склонность к подтверждению своей точки зрения (вот так это звучит на русском яз.) — тенденция человека отдавать предпочтению к информации, которая сопоставляется и не противоречит картине в своей голове*.

*есть что-то общее с теорией сохранения зоны комфорта человеком.

Мы окружаем себя людьми, которые разделяют нашу точку зрения, наши вкусы, интересы; имеем свой стиль в одежде; воспринимаем информацию селективно. Например, (моя история) при покупке отцом машины определенной марки, я стала замечать их на улицах и спрашивать себя Что творится вообще- все резко захотели купить машину как у нас? — Естесственно, эти машины ездили и ранее, но то как я восприняла это моими глазами, с моей установкой к восприятию- и есть информационное ограничение. (хотя скорее это явление называется феномен Баадера-Майнхофф, но не об этом) . Все это говорит о следующем: я воспринимала(ю) окружающий мир, мысля в своей коробке. Да, я ограничена в способности перерабатывать информацию. Пока что ни один мозг не объял весь мир, поэтому и происходит эта избирательность. Также- все из той же песни- человек доверяет более ранней информации, которую он получил, нежели последующей.

А вот что говорит об этом Л.Н.Толстой:

Я знаю, что большинство не только считающихся умными людьми, но действительно очень умные люди, способные понять самые трудные рассуждения научные, математические, философские, очень редко могут понять хотя бы самую простую и очевидную истину, но такую, вследствие которой приходится допустить, что составленное ими иногда с большими усилиями суждение о предмете, суждение, которым они гордятся, которому они поучали других, на основании которого они устроили всю свою жизнь, — что это суждение может быть ложно.

Поэтому чему-то новому так трудно пробиться в умы человечества, без подготовки тут никак.

И немного эксперимента:

Социальные психологи идентифицировали две тенденции среди того, как люди ищут или интерпретируют информацию о себе: самоверификация, стремление закрепить или усилить имеющуюся самооценку, и самовалоризация, стремление получить положительную реакцию. Обе тенденции реализуются с привлечением склонности к подтверждению. В экспериментах, когда люди получали реакцию на себя, противоречившую их самооценке, они с меньшей вероятностью обращали на неё внимание или запоминали, чем когда получали подтверждающую реакцию. Они уменьшали влияние такой информации, интерпретируя её как ненадёжную. (Источник: Википедия)

МЫ НЕИЗБЕЖНО ТЯНЕМСЯ КО ВСЕМУ БЛИЗКОМУ И ПОНЯТНОМУ.

Но все-таки попытки разорвать эту установку, думаю, стоит похвалы- возможность говорить на неприятные темы, задавать неуместные вопросы, заставлять ощущать новые эмоции- за это мы не любим чудаков «не от мира сего», но то, к каким мыслям мы приходим взаимодействуя с ними, бесценны.

С любовью, И.Г.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.